«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах

Фото: Игорь Генералов / ТАСС

Читайте также



Москвич
11 июля

«Москвич» за 3 млн руб. Сколько будут стоить модели возрожденной марки

Вторичка
12 июля

В России запустили сервис для продажи автомобилей онлайн

Иномарки
11 июля

7 крутых автомобилей, которые можно выгодно привезти из ОАЭ

Рынок
7 июля

До 37 млн рублей: сколько стоят машины, которые не пускают в Россию

Отечественной техники за рубежом не так много, но определенный вес у ценителей она имеет. Мы не раз вылавливали интересные лоты с западных сайтов объявлений, но одно дело — частники, а совсем другое — элитные аукционные дома с мировым именем. Туда абы что не попадает: машина должна иметь заметную историческую, культурную или коллекционную ценность.

Тем отраднее, что на этих площадках советские автомобили в разные годы появлялись. Посмотрите, какие машины участвовали в торгах бок о бок с Ferrari, Bugatti, Mercedes-Benz и другими сокровищами ценой в миллионы долларов.

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка»
(Фото: auto24.org)

Роскошные «Чайки» попадали на авторитетные аукционы как минимум дважды. В 2012 году в торгах RM Sotheby's участвовал седан 1977 года выпуска, который, согласно документам, служил в советском санатории «Красные камни» и возил там Брежнева, а потом и Андропова. Советские вожди в этом санатории действительно любили отдыхать, только находится он в Кисловодске, а вовсе не на Черном море, как сказано в описании лота. Впрочем, эта неточность не помешала «Чайке» уйти с молотка за $40 700 в Оберне, штат Индиана.

Со вторым лотом все еще занятнее. В 2006 году на торги Barrett-Jackson выставили «Чайку», которая когда-то принадлежала Альгирдасу Бразаускасу — бывшему первому секретарю компартии Литовской ССР, а затем и президенту Литвы.

Тут вопросов никаких, были бы документы. Но в описании сущая «клюква»: мол, эти помпезные сияющие лимузины любили кагэбэшники за большой багажник и просторный салон, в который можно быстро затащить человека и увезти, цитируем, «в ГУЛАГ, а то и еще куда похуже». А еще там же написано, что все «Чайки» уничтожались по истечении срока службы и поэтому их осталось так мало. Не знаем, что употреблял составитель описания, но машину все-таки продали — правда, цена сделки неизвестна.

«Москвич-400»

«Москвич-400»
(Фото: rmsothebys.com)

Как скромный «Москвич» мог оказаться на торгах RM Sotheby's, что и легендарная Ferrari 250 GTO за $48 млн? Оказывается, это часть собрания Уолтера Миллера — человека, который всю жизнь посвятил коллекционированию и продаже автомобильных атрибутов: литературы, значков, рекламных вывесок и прочего барахла, за которым энтузиасты могут охотиться годами. Настоящие автомобили у Миллера тоже имелись — причем в пестром ассортименте.

Загибайте пальцы: Cadillac Type 57 1919 года; среднемоторный спорткар Porsche 914; классический BMW 2002; седан забытой французской марки Samson; крошечный британский микрокар Sebring-Vanguard, больше похожий на железнодорожный «башмак»; купе Lancia Flaminia с кузовом Pininfarina. И это лишь часть списка. Так что милый «Москвич» 1951 года сюда вписывается прекрасно — жаль только, что участники торгов его не оценили. При ожидаемой цене в $7–10 тыс. советский седан был продан всего за $5225.

Lada Niva

Lada Niva
(Фото: rmsothebys.com)

Еще один лот RM Sotheby's с интересной историей — старенькая «Нива» 1979 года, причем в непритязательном состоянии. Но по гоночным наклейкам вы уже догадались, что с этой машиной не так все просто — она выступала в ралли «Париж — Дакар».

На заре этого марафона народ выступал буквально на чем угодно — от Range Rover до Rolls-Royce и почти стандартных Renault. Поэтому дешевые и неприхотливые советские внедорожники оказывались популярным выбором: в 1981 году, например, таких машин было целых 12 из 170 участвовавших, а Жан-Клод Бривуан приехал третьим в абсолютном зачете.