Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Читайте также



Статьи
27 января

Когда покупать машину в 2022 году. Важные советы от эксперта

LADA
2 февраля

От Monster до Vlada. 8 самых дорогих и крутых Lada Niva

Закон и ПДД
3 февраля

Техосмотр с фото и новые штрафы: главные изменения для водителей-2022

Статьи
4 февраля

Штрафы за ремень, разметку и чужую машины: как ошибаются камеры

В Советском Союзе периодически появлялись странные транспортные средства. Мы собрали в одном месте самые выдающиеся экземпляры.

МАЗ-541: гигантский седан-тягач

В пятидесятые годы в СССР появились новые модели пассажирских самолетов: Ту-104 и Ту-114. Для их буксировки в аэропортах сперва использовались обычные армейские тягачи МАЗ-535. Грузовик подгонялся к самолету и цеплялся специальной штангой за стойку шасси. Но «Пятьсот тридцать пятые» были большими и высокими, поэтому для этой цели подходили плохо. Под самолет они не помещались, штангу приходилось цеплять длинную, а это ухудшало маневренность. Кроме того, двигаться туда-сюда по летному полю на таком великане было небезопасно, особенно задним ходом. В итоге решили создать специальный «самолетный» тягач, который можно было бы подгонять вплотную к шасси под фюзеляж. Разработкой занимался МАЗ, а готовый автомобиль получил название МАЗ-541.


Фото: autowp.ru

Машину сделали максимально низкой — чтобы пролезла под самолет. Фактически у инженеров получился гигантский седан, оборудованный сцепным устройством. Длина машины составила почти 8 метров, ширина — почти 3,5, высота — под 3. Весил «седанчик» более 28 тонн!

Примечательно, что у МАЗ-541 было два поста управления: спереди и сзади. Это позволяло водителю (а, точнее, оператору) безопасно подогнать автомобиль к самолету задним ходом, а потом пересесть вперед.


Фото: autowp.ru

Двигатель на МАЗ поставили танковый. Это был дизель объемом 39 литров и мощностью 300 л.с. Он разгонял МАЗ (без самолета) до 30 км/ч. «Седан» был способен тащить самолет массой до 85 тонн. Экономичностью машина не отличалась: расход топлива равнялся 130 литрам на 100 километров.