Рынок новостроек лихорадит: спрос упал, как застройщики его реанимируют

Насколько упали продажи в новостройках и как в такой ситуации вернуть спрос — «РБК-Недвижимость» выяснила у застройщиков


Фото: Andrii Yalanskyi/shutterstock.com

Февральские последствия роста ключевой ставки, подорожания ипотеки и общей ситуации в стране рынок новостроек стал заметно ощущать в апреле. В марте еще продолжали заключаться сделки по ранее одобренным заявкам, а сама недвижимость становилась средством сохранения накопленных сбережений в период неопределенности. Например, в Москве по итогам первого квартала был установлен исторический рекорд по сделкам с новостройками. Но затем на рынок пришло затишье.

Насколько упали продажи и чего ожидать покупателям жилья от его продавцов, редакция «РБК-Недвижимости» спросила у застройщиков. Опрос проводился на отраслевом форуме по недвижимости «Движение», в котором участвовали более 1500 девелоперов, риелторов и других компаний сферы недвижимости и строительства из более чем 60 регионов.

Спрос рухнул

После мартовских рекордов в апреле ситуация изменилась, спрос стал стремительно падать. Например, по данным Росреестра, в Москве продажи снизились на треть относительно марта. «После поднятия ключевой ставки до 20% спрос резко снизился ввиду удорожания стоимости ипотеки. В бизнес-сегменте ипотечные сделки составляют около 40% от всех продаж. Примерно так же произошла просадка продаж», — рассказал директор по девелопменту MR Group (Москва) Александр Сурменев. Подмосковный девелопер 3-RED сообщил о многократном падении спроса. «После мартовского бума в апреле настало затишье. Звонков стало меньше в четыре-пять раз, сделок — еще меньше», — привела данные директор по маркетингу компании Мария Хурамшина.

Серьезное падение продаж ощутили и региональные девелоперы. После рекордных продаж марта ожидаемо последовал ощутимый спад спроса в апреле-мае, рассказал управляющий партнер «Vitamin +1 девелопмент» (Курганская область) Артем Бер. Одним из самых значимых факторов, отрицательно влияющих на продажи, он назвал затянутое снижение ключевой ставки (соответственно, и ипотечных ставок). По его словам, клиенты замерли в ожидании более выгодных условий по ипотеке, понимая, что ажиотажного спроса нет. «Если общеотраслевое падение продаж по Курганской области составило порядка 70% по сравнению с предыдущим месяцем и около 62% от года к году, то в нашей компаний падение продаж составило практически 95%. В первую очередь это связано почти с полным вымыванием ассортимента за февраль—март», — пояснил курганский застройщик.