Онлайн за миллион: как COVID-19 повлиял на частное образование

Как дефицит педагогов-экспатов сказался на учебных заведениях — в материале РБК Тренды

Дети — самые неочевидные жертвы пандемии. Сады и школы в числе первых закрывались для защиты молодого поколения от распространяющейся коронавирусной инфекции. Сфера образования пребывала в смятении, ведь нужно было организовать учебный процесс согласно условиям новой реальности. Но если с государственными учреждениями все было более-менее понятно, то частные пострадали и продолжают страдать сильнее — многие педагоги-носители языка уехали на родину в марте 2020 года и не могут вернуться в Россию до сих пор.

Почему двери все еще закрыты

Детсады и школы перешли на занятия в дистанционном формате, поэтому иностранным педагогам пришлось вести уроки онлайн из дома в России или из-за границы до конца 2019-20 учебного года. Практически все они трудились либо по рабочим визам, действительным до одного года, либо по визам для высококвалифицированных специалистов (ВКС), действительным до трех лет. Кто не побоялся попасть под локдаун в чужой стране и остался в России, либо продолжили работать по действующим документам, либо сумели продлить визы, либо попали под миграционную амнистию. Но значительное количество преподавателей-иностранцев (более 30% в некоторых образовательных учреждениях) оказались за пределами России.

К началу занятий в сентябре многие экспаты не смогли вернуться в Россию. Ограничения на въезд иностранных граждан, введенные распоряжением правительства 16 марта, до сих пор не сняты. Сейчас, чтобы миграционная служба приняла документы, нужно, чтобы человек был включен в специальный список, сформированный ФСБ и МВД при поддержке министерств и ведомств, к которым относятся работодатели.

Процесс включения в него иностранных сотрудников достаточно сложен и занимает много времени. Их въезд также сопряжен с рисками и плохо предсказуем: руководителям необходимо еще на этапе подачи документов указывать дату и место пересечения таким иностранцем государственной границы.

В связи с этим остается неясным, как будет проходить учебный процесс в частном образовательном сегменте, если части преподавателей-экспатов нет в стране, и перспективы их прибытия в РФ туманны.

Как дефицит педагогов-экспатов сказался на учебных заведениях

Несколько крупных международных образовательных организаций в России официально объявили о задержке начала нового учебного 2020-21 года. Некоторые из них также заявляли о запуске в сентябре 2020 года в режиме «гибридного» обучения (когда часть учеников занимается очно, остальные — заочно), аргументируя трудностями с соблюдением мер социального дистанцирования. Но в большей мере задержки с началом учебного года и возврат к дистанционному образованию в крупных международных учебных заведениях связаны с нехваткой педагогов-иностранцев.


Источник