Как поменялся автопром в России с 24 февраля. 6 главных событий

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Читайте также



Рынок
21 января

Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году

Штрафы
19 декабря 2022

Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица

Дилеры
17 ноября 2022

«Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили

Закон и ПДД
27 января

Водителей будут штрафовать по фотографиям в «Народном инспекторе»

События 24 февраля 2022 года навсегда изменили российский автором. После начала военной операции на Украине многие иностранные автомобильные бренды ушли из страны, а оставшиеся пытаются избавиться от активов. Сами машины значительно подорожали, а обслуживать их стало в разы дороже и сложнее. Autonews.ru выбрал самые значимые последствия для российской автопромышленности за прошедший год.

Уход автобрендов и закрытие заводов

Одним из первых последствий для российского автопрома стала приостановка производства. На несколько месяцев все иностранные фирмы замерли в ожидании, что ситуация изменится. Но постепенно заводы начали закрываться один за другим. Одним из первых с рынка ушел бренд Renault: российские активы группы Renault перешли в государственную собственность.


Фото: РБК

Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». На мощностях Renault был открыт российский завод «Москвич». Обслуживание автомобилей Renault возложили на АвтоВАЗ.

Далее от производства в России отказалась Toyota, а премиальный суббренд концерна, Lexus, ушел из России. Затем свои активы государству передал Nissan. В 2023 году АвтоВАЗ стал полноправным владельцем бывшего завода Nissan Manufacturing Rus. В рамках сделки АвтоВАЗ приобрел долю 99% завода Nissan в Санкт-Петербурге за €1. Однако за японской компанией остается право обратного выкупа активов в течение следующих шести лет в случае одобрения со стороны правительства России. На заводе планируют собирать Lada и ребрендинговые модели из дружественных стран.

В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал три года, с 2019-го. Все активы российского отделения Mercedes-Benz планирует получить один из дилеров бренда, компания «Автодом», — это должно произойти до конца февраля 2023 года. Что новый владелец будет делать с мощностями, пока неизвестно.


Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Следом об уходе из России сообщил Ford: в России марка производила коммерческие фургоны и работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. После этого японская Mazda заявила о прекращении производства в Росcии — у нас производили Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6. В ноябре Россию покинул и бренд Infiniti.

При этом часть компаний остается в замороженном состоянии, например Kia и Hyundai: завод хранит полное молчание. Хотя из зарубежных СМИ приходят вести об обсуждении вариантов по уходу из России, решений никаких не принято. Схожая ситуация до недавнего времени была и с Volkswagen: завод в Калуге был остановлен, а рабочие получали 2/3 от оклада. Однако в феврале 2023 года в пресс-службе концерна Autonews.ru официально подтвердили, что рассматривают продажу активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне.

По данным источников, Volkswagen намерен продать только долю в своем предприятии, то есть полностью от активов в России компания не откажется: бренд должен остаться одним из собственников. Как ожидается, новости о возможной сделке должны появиться уже к концу февраля.