Илон Маск потерял больше всех денег в истории. Что теперь ждет Tesla

Фото: Patrick Pleul / DPA / Global Look Press

Читайте также



Закон и ПДД
25 ноября 2022

Можно ли пить корвалол за рулем? Отвечают врач и юрист

Внедорожники
14 ноября 2022

7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены

Вторичка
25 ноября 2022

Как подорожали машины с пробегом в России с начала года: цены и графики

Статьи
29 сентября 2022

Повестка от инспектора ГИБДД — это законно? Юристы все объяснили

Компания Tesla заработала $12,5 млрд чистой прибыли за 2022 год. В 2021 году этот показатель составил 5,5 млрд в 2021 году, а в 2020-м — $721 млн в 2020 году. В пятницу, 26 января, курс акций производителя электромобилей вырос на 11% — небывалый дневной показатель для крупного промышленного концерна. Причина заключается в том числе в опубликованных финансовых результатах Tesla за 2022 год. И это при том, что в начале января глава компании Илон Маск установил официальный рекорд Гиннесса как человек, который на акциях Tesla за короткий срок потерял больше всего денег за всю историю. С ноября 2021 года его состояние сократилось на $182 млрд. Все дело именно в акциях Tesla, котировки которых за второе полугодие 2022 года рухнули в три раза. Autonews.ru разобрался в том, как Tesla пережила столь крупное падение доверия со стороны инвесторов и почему до сих пор не разорилась.

Исчезнувшие миллиарды

Несколько лет назад Илон Маск признался в своем Twitter, что в 2017–2019 годах компания Tesla находилась на грани банкротства. Сделав ставку на выпуск первого массового автомобиля, Model 3, производитель долго не мог избавиться от «детских болезней» на производстве и обеспечить обещанные инвесторам объемы. Деньги были на исходе, а привлечь новые при таких показателях не представлялось возможным.

Однако компания справилась, массовое производство Model3 было освоено, и курс акций Tesla устремился вверх. Это позволило продавать ценные бумаги и находить таким образом деньги на расширение производства электромобилей и разработку новых моделей.

В 2020 году автомобильная компания Tesla впервые опередила Volkswagen и Toyota по рыночной капитализации и стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Иными словами, с точки зрения инвесторов перспективы Tesla на рынке автомобилей оценивались выше, чем у любого другого автопроизводителя. Это позволило найти средства на запуск второй массовой машины бренда — кроссовера Model Y, который впервые в истории Tesla вышел на рынок с опережением графика, а не с задержкой.

В последующие месяцы резкий рост курса акций Tesla продолжился, и вскоре капитализация концерна превысила $1 трлн. В этот момент Tesla вошла в пятерку самых дорогих корпораций в мире, уступив только Apple, Alphabet (Google), Microsoft и саудовскому нефтяному гиганту Aramco. «Фактически Tesla рассматривалась инвесторами не как автомобильная, а как технологическая компания», — сказал Autonewes.ru сооснователь инвестиционного фонда YTWO Ян Марчинский. Он напомнил, что в последнее время все технологические компании теряли в цене.

В 2022 году тенденция действительно изменилась. За последние шесть месяцев акции Tesla рухнули в три раза, а если считать от пиковых позиций — более чем в четыре раза. 1 ноября 2021 года за одну акцию давали $414, а в декабре 2022 года котировки опускались до $101 — это с учетом сплита, то есть дробления акций, которые Tesla в своей истории проводила дважды.


Фото: quote.rbc.ru

Доля в компании Tesla является основой состояния ее главы Илона Маска. В самом начале 2021 года именно благодаря росту курса акций Маск стал самым богатым человеком в мире. И это при том, что годом ранее он находился только на 32-й строчке в рейтинге богатейших людей мира по версии Bloomberg.

По данным Forbes, в ноябре 2021 года состояние Маска достигло $320 млрд. К январю 2023 у него оставалось только $138 млрд. Это позволило составителям Книги рекордов Гиннесса официально признать за Маском первенство среди всех бизнесменов по размеру убытков за всю историю. Предыдущий рекорд установил японский предприниматель Масоеси Сон, который в 2000 году потерял $58,6 млрд.